На главную Контакты Добавить сайт в закладки
» » Музыка в экранизациях романов Льюис Стивенсон

Новые статьи


Музыка в экранизациях романов Льюис Стивенсон

 Просмотров: 1045

Мелодия пиратской песни в мощной симфонической обработке композитора Херберта Стотхарма неоднократно звучит на безбрежных морских просторах и Острове сокровищ. Она, естественно, и победоносно венчает весь фильм в момент побега пирата Джона Сильвера.

Экранизации в СССР

После «Детей капитана Гранта» к роману Стивенсона обратился и Владимир Вайншток (СССР, 1937). Его «Остров сокровищ» стал настоящей музыкальной драмой с музыкой Никиты Богословского и его песнями на слова Василия Лебедева-Кумача.

Фильм В поисках капитана Гранта (1985)

К слову сказать, в отличие от американской традиции, где принято скрупулёзно озвучивать все шумы, в раннем русском кино музыка и шумы рисовали действие там, где это возможно, поочерёдно.

Например, в фильме Вайнштока сначала скачки на лошадях озвучивает исключительно «скачущая» пульсирующая музыка (шумов нет вообще), потом на внемузыкальном пространстве идут только самые необходимые шумы - цокот копыт, скрип калитки, стук в окошко, шаги. Резкие музыкальные акценты часто заменяют те или иные шумовые удары.

Этот аскетизм говорит о том, что звук в качестве фона советскими творцами не рассматривался: звук у них, как правило, непосредственно вовлекался в развитие сюжета. Поэтому вы редко услышите там что-нибудь «лишнее».

И хотя роли пиратов, например, Билли Бонса в исполнении Николая Черкасова, сыгранные на высочайшем профессиональном и художественном уровне, не уступают Флемингу ни капельки, звуковая драматургия этого «Острова сокровищ» в некоторых моментах проигрывает своему американскому предшественнику.

Музыкальные образы Богословского, обусловленные жанром советской массовой песни, теряются на фоне простой си-минорной песенки Стотхарма. Но зато фильм Вайнштока музыкально разнообразнее: только хореографическая сцена в пивной в духе разудалого симфонического танца или шлягерные куплеты пиратов, пришедшие будто бы из бродвейского мюзикла, стоят многого.

Экранизации в США

В 1950-м году на студии Уолта Диснея «Остров сокровищ» приобрёл цвет. Динамика развёртывания сюжета стала ещё быстрее: слепой Пью со своей чёрной меткой буквально следует за Чёрным Псом, а после таверны «Подзорная труба» мы мгновенно переносимся на отплывающий корабль...

Но всё как-то уж очень слащаво: пираты чрезмерно румяны, столы пивной покрыты неправдоподобно чистыми скатертями, по белизне сравнимыми разве что с зубами одноногого Джона Сильвера, а «пиратской» музыки нет вообще.

О жестоких сценах в духе Флеминга, у которого, например, карета со смаком проехалась по животу (манекена) несчастного слепого, здесь не может быть и речи: фильм, наверное, делался исключительно для маленьких детей, поэтому во многом наивен и сильно приукрашен. И ни цвет, ни Королевский филармонический оркестр, присутствующий в закадровом звуковом пласте, не помогли диснеевцам превзойти своих американских и советских коллег.

Новые музыкальные работы

А советские коллеги, не покладая рук, продолжали творческие разработки к тому времени уже классического сюжета, и тоже подвергали его постоянной «гуманизации». В 1971 году Евгений Фридман на киностудии им. М. Горького снял свой вариант знаменитого шотландского романа. Вслед за Флемингом у Фридмана особенную, однако, совсем небольшую роль играет закадровая пиратская песенка, которая звучит в начале фильма, настраивая зрителя, и в конце, резюмируя показанное: Пятнадцать человек на сундук мертвеца - йо-хо-хо - и бутылка рома. Пей, и дьявол доведёт до конца - йо-хо-хо - и бутылка рома.

Велика и роль моря: в фильме чудные голубые пейзажи, мелодичный плеск волн и лирические вокализы, возвышенно рисующие природную красоту водной стихии.

Но нам особенно знакома экранизация «Острова сокровищ», выпущенная Ленфильмом в 1982 году. Эти три серии Владимира Воробьёва любят многие.

Какой букет выдающихся актёров-пиратов: Леонид Марков, Николай Караченцов, Олег Борисов! А какая великолепная музыка написана Евгением Птичкиным, - от наикрасивейшей лирики с солирующими флейтой и гобоем до угрожающих выпадов уменьшенных аккордов!

Что касается воплощения сценария на экране, то надо сказать, что телефильм дважды подвергался редакторской цензуре, в результате которой были купированы все ужасные сцены: крупный план лица слепого Пью с белой пробкой вместо правого глаза, показ смерти Билли Бонса, кадры с разорванным от взрыва бочки пиратом и т. д. Штурм форта, кстати, даже снят в шуточных тонах, усиливающих вымышленность смертельного сражения.

В 1986-88 годах Киевнауч - фильм и режиссёр Давид Черкасский, уже широко известный по мультсериалам «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит», представили публике двухчастный музыкальный мультипликационный фильм «Остров сокровищ». Это уже не просто весёлые и остроумные шутки, а блистательные комиксы с «гэгами». Поэтому у пирата Бонса забинтована то левая рука, то правая, а у Сильвера нет то правой, то левой ноги. Систематически в цветные анимационные кадры вклиниваются чёрно-белые игровые песенные видеоклипы, а реальные звуки то дублируются рисованными «Бум!» и «Бух!», то вообще заменяются ими.





Реклама

Лучшее