Мелодия пиратской песни в
мощной симфонической обработке композитора Херберта Стотхарма неоднократно
звучит на безбрежных морских просторах и Острове сокровищ. Она, естественно, и
победоносно венчает весь фильм в момент побега пирата Джона Сильвера.
Экранизации в СССР
После «Детей капитана
Гранта» к роману Стивенсона обратился и Владимир Вайншток (СССР, 1937). Его
«Остров сокровищ» стал настоящей музыкальной драмой с музыкой Никиты
Богословского и его песнями на слова Василия Лебедева-Кумача.

К слову сказать, в отличие
от американской традиции, где принято скрупулёзно озвучивать все шумы, в раннем
русском кино музыка и шумы рисовали действие там, где это возможно, поочерёдно.
Например, в фильме
Вайнштока сначала скачки на лошадях озвучивает исключительно «скачущая»
пульсирующая музыка (шумов нет вообще), потом на внемузыкальном пространстве
идут только самые необходимые шумы - цокот копыт, скрип калитки, стук в окошко,
шаги. Резкие музыкальные акценты часто заменяют те или иные шумовые удары.
Этот аскетизм говорит о
том, что звук в качестве фона советскими творцами не рассматривался: звук у
них, как правило, непосредственно вовлекался в развитие сюжета. Поэтому вы
редко услышите там что-нибудь «лишнее».
И хотя роли пиратов,
например, Билли Бонса в исполнении Николая Черкасова, сыгранные на высочайшем
профессиональном и художественном уровне, не уступают Флемингу ни капельки,
звуковая драматургия этого «Острова сокровищ» в некоторых моментах проигрывает
своему американскому предшественнику.
Музыкальные образы
Богословского, обусловленные жанром советской массовой песни, теряются на фоне
простой си-минорной песенки Стотхарма. Но зато фильм Вайнштока музыкально
разнообразнее: только хореографическая сцена в пивной в духе разудалого
симфонического танца или шлягерные куплеты пиратов, пришедшие будто бы из
бродвейского мюзикла, стоят многого.
Экранизации в США
В 1950-м году на студии
Уолта Диснея «Остров сокровищ» приобрёл цвет. Динамика развёртывания сюжета
стала ещё быстрее: слепой Пью со своей чёрной меткой буквально следует за
Чёрным Псом, а после таверны «Подзорная труба» мы мгновенно переносимся на
отплывающий корабль...
Но всё как-то уж очень
слащаво: пираты чрезмерно румяны, столы пивной покрыты неправдоподобно чистыми
скатертями, по белизне сравнимыми разве что с зубами одноногого Джона Сильвера,
а «пиратской» музыки нет вообще.
О жестоких сценах в духе
Флеминга, у которого, например, карета со смаком проехалась по животу
(манекена) несчастного слепого, здесь не может быть и речи: фильм, наверное,
делался исключительно для маленьких детей, поэтому во многом наивен и сильно
приукрашен. И ни цвет, ни Королевский филармонический оркестр, присутствующий в
закадровом звуковом пласте, не помогли диснеевцам превзойти своих американских и
советских коллег.
Новые музыкальные работы
А советские коллеги, не
покладая рук, продолжали творческие разработки к тому времени уже классического
сюжета, и тоже подвергали его постоянной «гуманизации». В 1971 году Евгений
Фридман на киностудии им. М. Горького снял свой вариант знаменитого
шотландского романа. Вслед за Флемингом у Фридмана особенную, однако, совсем
небольшую роль играет закадровая пиратская песенка, которая звучит в начале
фильма, настраивая зрителя, и в конце, резюмируя показанное: Пятнадцать человек
на сундук мертвеца - йо-хо-хо - и бутылка рома. Пей, и дьявол доведёт до конца
- йо-хо-хо - и бутылка рома.
Велика и роль моря: в
фильме чудные голубые пейзажи, мелодичный плеск волн и лирические вокализы,
возвышенно рисующие природную красоту водной стихии.
Но нам особенно знакома
экранизация «Острова сокровищ», выпущенная Ленфильмом в 1982 году. Эти три
серии Владимира Воробьёва любят многие.
Какой букет выдающихся
актёров-пиратов: Леонид Марков, Николай Караченцов, Олег Борисов! А какая
великолепная музыка написана Евгением Птичкиным, - от наикрасивейшей лирики с
солирующими флейтой и гобоем до угрожающих выпадов уменьшенных аккордов!
Что касается воплощения
сценария на экране, то надо сказать, что телефильм дважды подвергался
редакторской цензуре, в результате которой были купированы все ужасные сцены:
крупный план лица слепого Пью с белой пробкой вместо правого глаза, показ
смерти Билли Бонса, кадры с разорванным от взрыва бочки пиратом и т. д. Штурм
форта, кстати, даже снят в шуточных тонах, усиливающих вымышленность
смертельного сражения.
В 1986-88 годах Киевнауч -
фильм и режиссёр Давид Черкасский, уже широко известный по мультсериалам
«Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит», представили публике
двухчастный музыкальный мультипликационный фильм «Остров сокровищ». Это уже не
просто весёлые и остроумные шутки, а блистательные комиксы с «гэгами». Поэтому
у пирата Бонса забинтована то левая рука, то правая, а у Сильвера нет то
правой, то левой ноги. Систематически в цветные анимационные кадры вклиниваются
чёрно-белые игровые песенные видеоклипы, а реальные звуки то дублируются
рисованными «Бум!» и «Бух!», то вообще заменяются ими.